Главная страница ›
Пресса › ВЫСОКАЯ НОТА
07.08.2015 / Газета
Высокая нота
Солист
Санкт-Петербургского Мариинского академического театра оперы и балета Владимир
Самсонов - заслуженный артист Российской Федерации, обладатель
"Гран-при" и приза зрительских симпатий Международного конкурса
оперных певцов имени Марио дель Монако (Италия), обладатель
"Гран-при" Международного телевизионного конкурса "Петербургский
ангажемент", один из победителей международных конкурсов певцов имени
Виньяса в Барселоне (Испания) и "Возрождение русского бельканто",
обладатель медали Леонардо да Винчи Европейской академии естественных наук, действительный
член Академии изящных искусств и словесности имени Г. Державина, руководитель
эстрадно-джазового направления в Международной академии музыки Елены
Образцовой. Владимир Викторович был приглашен на торжества по случаю 100-летия
спасательного судна "Коммуна". В нынешний приезд в наш город он также
дал сольный концерт для моряков-черноморцев в Доме офицеров флота, выступил на
площади Нахимова в День Военно-Морского флота Российской Федерации и в
Херсонесе, где у стен Владимирского собора проходили мероприятия по случаю
Крещения Руси и 1000-летия преставления святого равноапостольного князя
Владимира. Известный в стране и за рубежом певец дал корреспонденту "Славы
Севастополя" эксклюзивное интервью.
- "Дорогу осилит идущий" - говорится в Священном Писании...
- Она, слава Богу, привела меня во Флоренцию, к выдающемуся итальянскому педагогу Франко Пальяцци. В 50-70-е годы минувшего столетия этот суперталантливый баритон блистал на самых престижных в мире театральных подмостках. Я считаю ,что Франко Пальяцци ,на данный момент один лучших вокальных педагогов мира и мне удивительно повезло, что я стажировался именно у него. Ну, а учителей - таких, например, как Борис Миронов, - не только познаешь профессиональное мастерство, но и учишься лучшим человеческим качествам
Из автобиографии Владимира Самсонова: "В 1983 году, на второй год службы в Ансамбле песни и пляски Краснознаменного Черноморского флота, отец (в то время вместе с мамой он переехал в Питер, где пел в Мариинке), видя мое безумно-фанатичное желание петь, посоветовал в одном из писем проконсультироваться у народного артиста, композитора и легендарного в недавнем прошлом руководителя флотского ансамбля Бориса Боголепова. "Пойди к нему, - писал отец. - Он тебе точно скажет, стоит ли тебе заниматься этим тяжелым и не всегда благодарным делом - пением". Для меня и тогда (20-летнего матросика), и сейчас (уже опытного артиста) Борис Валентинович был и остается великим музыкантом и неординарной личностью. Этот умнейший и благороднейший человек учился у легендарных педагогов Солертинского и Ершова - профессоров дореволюционной школы... Дверь мне открыл не раздавленный опалой ветхий старик, а по-прежнему мощный, красивый, улыбающийся статный человек".
По просьбе Бориса Боголепова смущенный юный гость под его же аккомпанемент на рояле спел "гаммочки", прошелся по "полутончикам". "Вот что я скажу вам, товарищ матрос: у вас замечательный голос и вы будете оперным певцом... Жена, накорми нашего будущего Онегина своим удивительным вареньем".
- Владимир Викторович, вы до сих пор испытываете в творчестве влияние на себя стороны великих предшественников прошлого и современников или сами влияете на молодых коллег?
- Если ты перестал слышать, видеть, чувствовать и впитывать талантливое творчество предшественников и твоих нынешних коллег, то как творческая личность , ты уже безвозвратно умер. Были и есть люди, которые определяли и определяют мой путь в искусстве: это Федор Шаляпин, Марио дель Монако, Муслим Магомаев, роковая легенда Фредди Меркури. Именно Фредди, по моему мнению, нашел ту дверь, за которой открывается новая дорога для современной музыки. Музыки в которой произойдет органичное слияние современности и академизма.
- Сколько оперных партий в вашем репертуаре?
- Первую большую заглавную оперную партию спел на госэкзамене в Санкт-Петербургском музыкальном театре имени Н.А. Римского-Корсакова (бывшая Оперная студия консерватории) в оперном спектакле "Евгений Онегин"...
- Зорок же был Борис Боголепов.
- В настоящее время в Мариинском академическом театре оперы и балета выхожу на сцену в партиях опер мирового классического репертуара. Это и "Свадьба Фигаро" Моцарта, и "Севильский цирюльник" Россини, и "Богема" Пуччини, и "Искатели жемчуга" Бизе, и "Пиковая дама" Чайковского, и "Нос" Шостаковича - всего порядка 70 партий оперного, опереточного и мюзиклового репертуара.
- Вы, Владимир Викторович, свое творчество ограничиваете лишь оперным репертуаром?
- Ну, уж нет! Я открыт абсолютно для всех жанров вокального искусства, всех, кроме джаза. Люблю исполнять романсы Шуберта, Шумана, Чайковского, Рахманинова, произведения классической эстрады советской поры, например, песни из репертуара Гуляева, Магомаева и других мастеров недавнего прошлого. С удовольствием пою западную эстраду ,репертуар Элвиса Пресли, Фрэнка Синатры, Хамбердинка, Тома Джонса... Рискнул недавно спеть даже роковый хит Show must go on.
- Почему же джаз вас не вдохновляет?
- Он вдохновляет, но только чтобы слушать его. Поймите, хороший джазовый вокалист - это прежде всего исполнитель, который обладает фирменной джазовой техникой вокала, наделен гармоническим музыкальным мышлением инструменталиста. Всем этим можно овладеть, но на это потребуется годы кропотливого и упорного труда. Этого времени у меня сейчас нет,а плохо петь джаз я не хочу- он этого не заслуживает. К тому же все мои помыслы и силы сейчас направлены на мой новый проект. Это неоклассическое направление в популярной музыке. Для этого я сейчас специально создал новый музыкальный коллектив "Neo Art Symphony orchestra" под руководством замечательной пианистки и аранжировщика Елены Булановой.
- Но это, насколько я знаю, не единственное направление ваших интересов?
- В центре Санкт-Петербурга, на Невском, усилиями руководства Гостиного двора отреставрирован старинный особняк. В первой половине августа в нем состоится церемония открытия Академии музыки имени ушедшей от нас прославленной русской певицы Елены Образцовой. Я приглашен на эту церемонию как гость и певец. Также, мой давний друг ,замечательный певец Ильдар Абдразаков, художественный руководитель Академии, пригласил меня возглавить в академии одну из кафедр.
- Придется совместить работу в Мариинке и в академии?
- Это уже привычная история - всю жизнь коллеги меня называли Фигаро, так как одновременно успевал работать во многих, к тому же разножанровых театрах. Пел и в театре Музыкальной комедии, и в опере, и даже в Мюзик-холле. Был момент, когда выступал в спектаклях сразу в четырех театрах. Удивляюсь теперь , как только я тогда успевал.
- В минувшие годы чаще, нынче реже с командировочным удостоверением в кармане выезжал на съезды, другие массовые мероприятия. А на них были положены музыкальные паузы в кулуарах. Кажется, в Киеве, во Дворце "Украина" с межэтажной лестничной площадки(!) доносились чарующая музыка и чудный голос солиста. Меня охватил ужас: благодаря телевидению, радио, газетам мне знакомы имена всей обоймы сценических кривляк, известны их сумасшедшие доходы - все, что с ними связано. А вот имя обладателя редчайших вокальных данных, по-настоящему талантливого человека, которому предоставили межэтажную лестничную площадку, мне неизвестно. Владимир Викторович, вас не цепляет то обстоятельство, что все еще уродство превалирует над подлинной красотой? Не обидно ли?
- Увы, опера сейчас, это элитарное искусство для меломанов и специалистов. В советское время из нее и академической музыки сделали государственный официоз. Изо всех приемников и телевизоров передавали в основном только классику и советскую патриотику. Эстрада же была в загоне. А зарубежная ,вообще почти под запретом. Отсюда и возник стойкий стереотип ,что классика это что-то нудное и ненужно-навязываемое, типа как политзанятия или утренняя политинформация. А вот эстрада была запретным плодом, к тому же и действительно сладким. Но когда после перестройки не стало вообще никакой идеологии в стране, на сцены и телевидение хлынуло все, что можно было хорошо продать. А лучше всего стал продаваться общепит, кабак и рестораны быстрого питания и шансов быть услышанной у хорошей музыки быстро свелись к нулю. Правда, я сейчас замечаю накопившеюся усталость у людей от однообразия попсы и шансона, их начинающуюся тягу к настоящему и истинному искусству. Я чувствую, вижу некий перелом в интересах людей. И сразу хочется идти им навстречу. Поэтому, как я уже говорил, я увлекся созданием сольного концертного проекта с желанием совместить доступный язык эстрады с настоящим глубоким классическим, академичным материалом. Надо обязательно пробиться к тем, кто в силу объективных причин постперестроечного времени был лишен возможности прикоснуться к прекрасному, кто не имел возможности услышать действительно гениальную музыку, как классическую, так и эстрадную. Обратите внимание, нынче в Севастополь я приехал по приглашению Морского собрания. Его возглавляет Виктор Павлович Кот. Он и его товарищи занимаются возрождением лучших традиций офицерства, оздоровлением духовных запросов живущих рядом. Все вместе мы должны вернуть нынешним молодым поколениям, то богатство которое накопило за столетия великое российское государство.
- Известные вам итальянские города, как оркестры, оглушают веселыми, темпераментными, искрометными мелодиями. На другом конце Санкт-Петербург Гоголя и Достоевского - город с длиннющими зимними ночами, висящей в воздухе пронизывающей до костей влагой. Город на Неве располагает к вдохновению, творчеству?
- Санкт-Петербург, поверьте мне, не просто располагает к творчеству. Он его катализатор. Это город художников, поэтов, композиторов. Их гений воплощен в говорящей архитектуре домов, улиц, в мерцающих золотом куполах величественных соборов. Поэтичная графика кованых, литых решеток парков, набережных, задумчивых каналов. В этой строгой аристократической северной столице невозможно не расти, не развиваться. Затаенная мелодия санкт-петербургских проспектов и парков облагораживает вашу душу и вдохновляет искать и творить прекрасное, как все вокруг вас. Здесь страсти не менее сильные и яркие, как на юге, но бурлят они внутри и от этого более заманчивы и глубоки.
- Среда творческих людей вообще, а актерская в частности, как кажется со стороны, не свободна от зависти, интриг. Так ли это на самом деле?
- В любом коллективе сталкиваешься с этими явлениями, в том числе и среди нашего брата. Буду предельно откровенен: на меня самого в студенческую пору навалилась испепеляющая зависть по отношению к более успешному однокурснику. Он прекрасно пел, им восхищались. Зависть не только сжигала меня всего без остатка, она душила меня до физической боли, разлилась черным ядом по всему телу. Понял, еще немного и мне конец. Стал судорожно искать выход, понимая что с этим жить в душе нельзя. Выход оказался простым и действенным на всю оставшуюся жизнь. Я просто честно сказал себе: да, студент Н. лучше меня поет, у него лучше получается то-то и то-то, но ты (то есть я) посмотри, ведь он вкалывает, как сумасшедший . Ты до 11 валяешься в постели и морщишься когда педагог тебе назначает урок на 10 утра, а твой визави уже в 8 утра занимается в пустой еще консерватории. Его ноты все в пометках замечаний и советов его учителей , а твои (то есть мои ноты) девственно чисты. Ты (то есть я) не хуже его, просто надо также не жалея себя, фанатично работать над собой. Зависть тут же исчезла, лопнув, как мыльный пузырь. Больше мы с ней, Слава Богу ,не встречались.
- Владимир Викторович, на сцену вы выходите с левой или с правой ноги, то есть подвержены ли вы воздействию каких-либо предрассудков?
- У всех артистов есть свои маленькие тайны. Но я никогда не забываю трижды осенить себя крестным знамением, выходя к людям на сцену. Ведь артисты, это только лишь ретрансляторы божественной энергии. Чем лучше артист, тем сильнее проникает в души зрителей доброта и свет. А вообще, есть среди театральных людей поверье, что когда случайно спотыкаешься при выходе на сцену, то успех просто неминуем. А когда костюмер случайно уколет иголкой или гример дернет заколкой за волосок, то можно уже за спектакль или концерт не волноваться -успеха не избежать.
- Владимир Викторович, спасибо вам за беседу. Чаще и долго-долго еще спотыкайтесь о порог у сцены, пусть так же долго находятся рядом костюмер и гример и не оставляет вас божье благословение.
Интервью провел А. КАЛЬКО.
-
Владимир Викторович, на страницах старейшей городской газеты мы публикуем
материалы под рубрикой "Гость города". Вы ощущаете себя гостем
Севастополя?
- Приехать сюда по приглашению - большая честь для каждого человека, тем более для артиста. Но я себя чувствую здесь абсолютным севастопольцем, который вернулся в освобожденный город. В Севастополе я провел детские годы, здесь прошла моя юность. Я учился в севастопольской средней школе N 34. Наконец, в этом замечательном городе я побеждал на конкурсах юных вокалистов, добивался права участвовать в музыкальных юношеских всесоюзных фестивалях, срочную воинскую службу проходил в составе Ансамбля песни и пляски Черноморского флота.
- Вы первый певец в роду Самсоновых?
(Ответ на этот вопрос содержится в автобиографии. Когда Владимир Самсонов учился в Севастопольском судостроительном техникуме, где он был главным редактором "Комсомольского прожектора", с каждым его выпуском, перо юноши становилось острее, а язык - точнее и образнее).
"Мой прадед, Нестор Самсонов, - пишет певец, - воевал с японцами у стен Порт-Артура. Награжденному за доблесть медалями солдату пожаловали в Бессарабии землю. Гвардеец-великан двухметрового роста женился на миниатюрной Марии - дочери гречанки и болгарина. Они родили десять сыновей. Третьим в их роду оказался Григорий - мой дед. В Бухаресте Григорий Несторович взял в жены Степаниду Вранчан. Со стороны Вранчан в нашей семье и передавались по наследству оперные голоса. Так, тетка моего отца по материнской линии была примой Бухарестской оперы. Свою карьеру она продолжила и завершила в Кишиневской опере. Дядя бабушки Степаниды приобрел мировую известность как мощный бас-профундо. Он был солистом знаменитой Мариинки в Санкт-Петербурге, где пел вместе со своим другом Федором Шаляпиным. Часто во время семейных праздничных застолий, после долгих и настойчивых уговоров родственников и гостей, любимец семьи наконец соглашался показать трюк с керосиновой лампой. Мой отец рассказывал, что дядя брал в руки лампу и брал низкую басовую ноту. Постепенно он начинал усиливать мощность звука, который начинал раскатываться по комнате , как грохот грома. Огонек за стеклом от этого невероятного звука начинал вдруг мигать, ник, и через мгновение, угасал. Каждый раз восторг был неописуемый. Виктор Самсонов - мой отец - тоже пел в Ансамбле песни и пляски Черноморского флота. В настоящее время в свои 78 лет он выходит на сцену в составе хора Мариинского академического театра оперы и балета, которому отдал более 30 лет ".
- В пору начавшейся в 1978 году учебы в уже упомянутом вами судостроительном техникуме людьми, особенно молодежью, овладела повальная мода на вокально-инструментальные ансамбли. В техникуме вами была создана рок-группа "Голиаф".
- Да, на сцену я тогда впервые вышел в качестве лидера-вокалиста, а также начал писать свои первые песни для моей группы. Именно тогда мной овладело осознание, кто я и чего хочу добиться в этой жизни.
- И за наукой вы пошли с друзьями во Дворец пионеров к Борису Миронову - руководителю им созданных оркестра и хора "Юность". Они пользовались в городе бешеной популярностью.
- Мы попросили Бориса Алексеевича дать нам возможность играть и репетировать на его отличных музыкальных инструментах и звуковой аппаратуре Дворца. "Пожалуйста, - ответил нам с лукавой улыбкой известный севастопольский музыкант и педагог- но при одном условии: все вы будете у меня петь в составе хора". Пришлось согласиться с этим предложением, о чем впоследствии мы потом уже никогда не пожалели! В средней школе N 34 уроки пения вела Тамара Сергеевна. Память, к сожалению, не сохранила фамилию этого замечательного человека. Она первая разглядела мой голос и музыкальные способности. Тамара Сергеевна даже приходила к нам домой с целью уговорить папу и маму отпускать меня на дополнительные занятия по музыке и гастроли на фестивали в другие города . А Борис Алексеевич оказался на моем жизненном пути первым настоящим профессионалом. Он преподал мне азы музыкальной грамоты и культуры.
- В вашей творческой жизни, вне сомнения, были педагоги, которые приходили к признанию: "Все, больше ничем не могу помочь, тебе надо идти дальше, развиваться под руководством другого специалиста".
- В общем итоге у меня было не так уж много педагогов. После Бориса Алексеевича Миронова (уже в Санкт-Петербурге) я занимался у Инессы Яковлевны Смирновой. Она была и остается одним из лучших педагогов в единственной в России музыкальной школе для взрослых. Я посещал в ее стенах занятия в течение полугода после увольнения в запас со срочной службы в составе Ансамбля песни и пляски Краснознаменного Черноморского флота, готовясь к поступлению в консерваторию. До сих пор я с благодарностью вспоминаю об Инессе Яковлевне и приглашаю ее на все свои значимые концерты в Санкт-Петербурге. С благодарностью вспоминаю и своего педагога консерватории Рязанцева Сергея Рафаиловича, который много сделал для того, чтобы я поступил в консерваторию. Хочу поклониться в пояс и удивительному человеку ,педагогу и певице , Екатерине Николаевне Громовой . Благодаря ей , я расстался со многими комплексами и почувствовал наконец твердую почву под ногами. Поступление в консерваторию ведь не означает, что вы уже стали певцом и тем более звездой. Временами было так тяжело и беспросветно ,что я уже после третьего курса практически решил уходить в театральный институт на драму. Благодаря Екатерине Николаевне, я в тот трудный момент своей жизни, смог преодолеть все стоящие тогда передо мной преграды и сумел с отличием окончить консерваторию.
- Приехать сюда по приглашению - большая честь для каждого человека, тем более для артиста. Но я себя чувствую здесь абсолютным севастопольцем, который вернулся в освобожденный город. В Севастополе я провел детские годы, здесь прошла моя юность. Я учился в севастопольской средней школе N 34. Наконец, в этом замечательном городе я побеждал на конкурсах юных вокалистов, добивался права участвовать в музыкальных юношеских всесоюзных фестивалях, срочную воинскую службу проходил в составе Ансамбля песни и пляски Черноморского флота.
- Вы первый певец в роду Самсоновых?
(Ответ на этот вопрос содержится в автобиографии. Когда Владимир Самсонов учился в Севастопольском судостроительном техникуме, где он был главным редактором "Комсомольского прожектора", с каждым его выпуском, перо юноши становилось острее, а язык - точнее и образнее).
"Мой прадед, Нестор Самсонов, - пишет певец, - воевал с японцами у стен Порт-Артура. Награжденному за доблесть медалями солдату пожаловали в Бессарабии землю. Гвардеец-великан двухметрового роста женился на миниатюрной Марии - дочери гречанки и болгарина. Они родили десять сыновей. Третьим в их роду оказался Григорий - мой дед. В Бухаресте Григорий Несторович взял в жены Степаниду Вранчан. Со стороны Вранчан в нашей семье и передавались по наследству оперные голоса. Так, тетка моего отца по материнской линии была примой Бухарестской оперы. Свою карьеру она продолжила и завершила в Кишиневской опере. Дядя бабушки Степаниды приобрел мировую известность как мощный бас-профундо. Он был солистом знаменитой Мариинки в Санкт-Петербурге, где пел вместе со своим другом Федором Шаляпиным. Часто во время семейных праздничных застолий, после долгих и настойчивых уговоров родственников и гостей, любимец семьи наконец соглашался показать трюк с керосиновой лампой. Мой отец рассказывал, что дядя брал в руки лампу и брал низкую басовую ноту. Постепенно он начинал усиливать мощность звука, который начинал раскатываться по комнате , как грохот грома. Огонек за стеклом от этого невероятного звука начинал вдруг мигать, ник, и через мгновение, угасал. Каждый раз восторг был неописуемый. Виктор Самсонов - мой отец - тоже пел в Ансамбле песни и пляски Черноморского флота. В настоящее время в свои 78 лет он выходит на сцену в составе хора Мариинского академического театра оперы и балета, которому отдал более 30 лет ".
- В пору начавшейся в 1978 году учебы в уже упомянутом вами судостроительном техникуме людьми, особенно молодежью, овладела повальная мода на вокально-инструментальные ансамбли. В техникуме вами была создана рок-группа "Голиаф".
- Да, на сцену я тогда впервые вышел в качестве лидера-вокалиста, а также начал писать свои первые песни для моей группы. Именно тогда мной овладело осознание, кто я и чего хочу добиться в этой жизни.
- И за наукой вы пошли с друзьями во Дворец пионеров к Борису Миронову - руководителю им созданных оркестра и хора "Юность". Они пользовались в городе бешеной популярностью.
- Мы попросили Бориса Алексеевича дать нам возможность играть и репетировать на его отличных музыкальных инструментах и звуковой аппаратуре Дворца. "Пожалуйста, - ответил нам с лукавой улыбкой известный севастопольский музыкант и педагог- но при одном условии: все вы будете у меня петь в составе хора". Пришлось согласиться с этим предложением, о чем впоследствии мы потом уже никогда не пожалели! В средней школе N 34 уроки пения вела Тамара Сергеевна. Память, к сожалению, не сохранила фамилию этого замечательного человека. Она первая разглядела мой голос и музыкальные способности. Тамара Сергеевна даже приходила к нам домой с целью уговорить папу и маму отпускать меня на дополнительные занятия по музыке и гастроли на фестивали в другие города . А Борис Алексеевич оказался на моем жизненном пути первым настоящим профессионалом. Он преподал мне азы музыкальной грамоты и культуры.
- В вашей творческой жизни, вне сомнения, были педагоги, которые приходили к признанию: "Все, больше ничем не могу помочь, тебе надо идти дальше, развиваться под руководством другого специалиста".
- В общем итоге у меня было не так уж много педагогов. После Бориса Алексеевича Миронова (уже в Санкт-Петербурге) я занимался у Инессы Яковлевны Смирновой. Она была и остается одним из лучших педагогов в единственной в России музыкальной школе для взрослых. Я посещал в ее стенах занятия в течение полугода после увольнения в запас со срочной службы в составе Ансамбля песни и пляски Краснознаменного Черноморского флота, готовясь к поступлению в консерваторию. До сих пор я с благодарностью вспоминаю об Инессе Яковлевне и приглашаю ее на все свои значимые концерты в Санкт-Петербурге. С благодарностью вспоминаю и своего педагога консерватории Рязанцева Сергея Рафаиловича, который много сделал для того, чтобы я поступил в консерваторию. Хочу поклониться в пояс и удивительному человеку ,педагогу и певице , Екатерине Николаевне Громовой . Благодаря ей , я расстался со многими комплексами и почувствовал наконец твердую почву под ногами. Поступление в консерваторию ведь не означает, что вы уже стали певцом и тем более звездой. Временами было так тяжело и беспросветно ,что я уже после третьего курса практически решил уходить в театральный институт на драму. Благодаря Екатерине Николаевне, я в тот трудный момент своей жизни, смог преодолеть все стоящие тогда передо мной преграды и сумел с отличием окончить консерваторию.
- "Дорогу осилит идущий" - говорится в Священном Писании...
- Она, слава Богу, привела меня во Флоренцию, к выдающемуся итальянскому педагогу Франко Пальяцци. В 50-70-е годы минувшего столетия этот суперталантливый баритон блистал на самых престижных в мире театральных подмостках. Я считаю ,что Франко Пальяцци ,на данный момент один лучших вокальных педагогов мира и мне удивительно повезло, что я стажировался именно у него. Ну, а учителей - таких, например, как Борис Миронов, - не только познаешь профессиональное мастерство, но и учишься лучшим человеческим качествам
Из автобиографии Владимира Самсонова: "В 1983 году, на второй год службы в Ансамбле песни и пляски Краснознаменного Черноморского флота, отец (в то время вместе с мамой он переехал в Питер, где пел в Мариинке), видя мое безумно-фанатичное желание петь, посоветовал в одном из писем проконсультироваться у народного артиста, композитора и легендарного в недавнем прошлом руководителя флотского ансамбля Бориса Боголепова. "Пойди к нему, - писал отец. - Он тебе точно скажет, стоит ли тебе заниматься этим тяжелым и не всегда благодарным делом - пением". Для меня и тогда (20-летнего матросика), и сейчас (уже опытного артиста) Борис Валентинович был и остается великим музыкантом и неординарной личностью. Этот умнейший и благороднейший человек учился у легендарных педагогов Солертинского и Ершова - профессоров дореволюционной школы... Дверь мне открыл не раздавленный опалой ветхий старик, а по-прежнему мощный, красивый, улыбающийся статный человек".
По просьбе Бориса Боголепова смущенный юный гость под его же аккомпанемент на рояле спел "гаммочки", прошелся по "полутончикам". "Вот что я скажу вам, товарищ матрос: у вас замечательный голос и вы будете оперным певцом... Жена, накорми нашего будущего Онегина своим удивительным вареньем".
- Владимир Викторович, вы до сих пор испытываете в творчестве влияние на себя стороны великих предшественников прошлого и современников или сами влияете на молодых коллег?
- Если ты перестал слышать, видеть, чувствовать и впитывать талантливое творчество предшественников и твоих нынешних коллег, то как творческая личность , ты уже безвозвратно умер. Были и есть люди, которые определяли и определяют мой путь в искусстве: это Федор Шаляпин, Марио дель Монако, Муслим Магомаев, роковая легенда Фредди Меркури. Именно Фредди, по моему мнению, нашел ту дверь, за которой открывается новая дорога для современной музыки. Музыки в которой произойдет органичное слияние современности и академизма.
- Сколько оперных партий в вашем репертуаре?
- Первую большую заглавную оперную партию спел на госэкзамене в Санкт-Петербургском музыкальном театре имени Н.А. Римского-Корсакова (бывшая Оперная студия консерватории) в оперном спектакле "Евгений Онегин"...
- Зорок же был Борис Боголепов.
- В настоящее время в Мариинском академическом театре оперы и балета выхожу на сцену в партиях опер мирового классического репертуара. Это и "Свадьба Фигаро" Моцарта, и "Севильский цирюльник" Россини, и "Богема" Пуччини, и "Искатели жемчуга" Бизе, и "Пиковая дама" Чайковского, и "Нос" Шостаковича - всего порядка 70 партий оперного, опереточного и мюзиклового репертуара.
- Вы, Владимир Викторович, свое творчество ограничиваете лишь оперным репертуаром?
- Ну, уж нет! Я открыт абсолютно для всех жанров вокального искусства, всех, кроме джаза. Люблю исполнять романсы Шуберта, Шумана, Чайковского, Рахманинова, произведения классической эстрады советской поры, например, песни из репертуара Гуляева, Магомаева и других мастеров недавнего прошлого. С удовольствием пою западную эстраду ,репертуар Элвиса Пресли, Фрэнка Синатры, Хамбердинка, Тома Джонса... Рискнул недавно спеть даже роковый хит Show must go on.
- Почему же джаз вас не вдохновляет?
- Он вдохновляет, но только чтобы слушать его. Поймите, хороший джазовый вокалист - это прежде всего исполнитель, который обладает фирменной джазовой техникой вокала, наделен гармоническим музыкальным мышлением инструменталиста. Всем этим можно овладеть, но на это потребуется годы кропотливого и упорного труда. Этого времени у меня сейчас нет,а плохо петь джаз я не хочу- он этого не заслуживает. К тому же все мои помыслы и силы сейчас направлены на мой новый проект. Это неоклассическое направление в популярной музыке. Для этого я сейчас специально создал новый музыкальный коллектив "Neo Art Symphony orchestra" под руководством замечательной пианистки и аранжировщика Елены Булановой.
- Но это, насколько я знаю, не единственное направление ваших интересов?
- В центре Санкт-Петербурга, на Невском, усилиями руководства Гостиного двора отреставрирован старинный особняк. В первой половине августа в нем состоится церемония открытия Академии музыки имени ушедшей от нас прославленной русской певицы Елены Образцовой. Я приглашен на эту церемонию как гость и певец. Также, мой давний друг ,замечательный певец Ильдар Абдразаков, художественный руководитель Академии, пригласил меня возглавить в академии одну из кафедр.
- Придется совместить работу в Мариинке и в академии?
- Это уже привычная история - всю жизнь коллеги меня называли Фигаро, так как одновременно успевал работать во многих, к тому же разножанровых театрах. Пел и в театре Музыкальной комедии, и в опере, и даже в Мюзик-холле. Был момент, когда выступал в спектаклях сразу в четырех театрах. Удивляюсь теперь , как только я тогда успевал.
- В минувшие годы чаще, нынче реже с командировочным удостоверением в кармане выезжал на съезды, другие массовые мероприятия. А на них были положены музыкальные паузы в кулуарах. Кажется, в Киеве, во Дворце "Украина" с межэтажной лестничной площадки(!) доносились чарующая музыка и чудный голос солиста. Меня охватил ужас: благодаря телевидению, радио, газетам мне знакомы имена всей обоймы сценических кривляк, известны их сумасшедшие доходы - все, что с ними связано. А вот имя обладателя редчайших вокальных данных, по-настоящему талантливого человека, которому предоставили межэтажную лестничную площадку, мне неизвестно. Владимир Викторович, вас не цепляет то обстоятельство, что все еще уродство превалирует над подлинной красотой? Не обидно ли?
- Увы, опера сейчас, это элитарное искусство для меломанов и специалистов. В советское время из нее и академической музыки сделали государственный официоз. Изо всех приемников и телевизоров передавали в основном только классику и советскую патриотику. Эстрада же была в загоне. А зарубежная ,вообще почти под запретом. Отсюда и возник стойкий стереотип ,что классика это что-то нудное и ненужно-навязываемое, типа как политзанятия или утренняя политинформация. А вот эстрада была запретным плодом, к тому же и действительно сладким. Но когда после перестройки не стало вообще никакой идеологии в стране, на сцены и телевидение хлынуло все, что можно было хорошо продать. А лучше всего стал продаваться общепит, кабак и рестораны быстрого питания и шансов быть услышанной у хорошей музыки быстро свелись к нулю. Правда, я сейчас замечаю накопившеюся усталость у людей от однообразия попсы и шансона, их начинающуюся тягу к настоящему и истинному искусству. Я чувствую, вижу некий перелом в интересах людей. И сразу хочется идти им навстречу. Поэтому, как я уже говорил, я увлекся созданием сольного концертного проекта с желанием совместить доступный язык эстрады с настоящим глубоким классическим, академичным материалом. Надо обязательно пробиться к тем, кто в силу объективных причин постперестроечного времени был лишен возможности прикоснуться к прекрасному, кто не имел возможности услышать действительно гениальную музыку, как классическую, так и эстрадную. Обратите внимание, нынче в Севастополь я приехал по приглашению Морского собрания. Его возглавляет Виктор Павлович Кот. Он и его товарищи занимаются возрождением лучших традиций офицерства, оздоровлением духовных запросов живущих рядом. Все вместе мы должны вернуть нынешним молодым поколениям, то богатство которое накопило за столетия великое российское государство.
- Известные вам итальянские города, как оркестры, оглушают веселыми, темпераментными, искрометными мелодиями. На другом конце Санкт-Петербург Гоголя и Достоевского - город с длиннющими зимними ночами, висящей в воздухе пронизывающей до костей влагой. Город на Неве располагает к вдохновению, творчеству?
- Санкт-Петербург, поверьте мне, не просто располагает к творчеству. Он его катализатор. Это город художников, поэтов, композиторов. Их гений воплощен в говорящей архитектуре домов, улиц, в мерцающих золотом куполах величественных соборов. Поэтичная графика кованых, литых решеток парков, набережных, задумчивых каналов. В этой строгой аристократической северной столице невозможно не расти, не развиваться. Затаенная мелодия санкт-петербургских проспектов и парков облагораживает вашу душу и вдохновляет искать и творить прекрасное, как все вокруг вас. Здесь страсти не менее сильные и яркие, как на юге, но бурлят они внутри и от этого более заманчивы и глубоки.
- Среда творческих людей вообще, а актерская в частности, как кажется со стороны, не свободна от зависти, интриг. Так ли это на самом деле?
- В любом коллективе сталкиваешься с этими явлениями, в том числе и среди нашего брата. Буду предельно откровенен: на меня самого в студенческую пору навалилась испепеляющая зависть по отношению к более успешному однокурснику. Он прекрасно пел, им восхищались. Зависть не только сжигала меня всего без остатка, она душила меня до физической боли, разлилась черным ядом по всему телу. Понял, еще немного и мне конец. Стал судорожно искать выход, понимая что с этим жить в душе нельзя. Выход оказался простым и действенным на всю оставшуюся жизнь. Я просто честно сказал себе: да, студент Н. лучше меня поет, у него лучше получается то-то и то-то, но ты (то есть я) посмотри, ведь он вкалывает, как сумасшедший . Ты до 11 валяешься в постели и морщишься когда педагог тебе назначает урок на 10 утра, а твой визави уже в 8 утра занимается в пустой еще консерватории. Его ноты все в пометках замечаний и советов его учителей , а твои (то есть мои ноты) девственно чисты. Ты (то есть я) не хуже его, просто надо также не жалея себя, фанатично работать над собой. Зависть тут же исчезла, лопнув, как мыльный пузырь. Больше мы с ней, Слава Богу ,не встречались.
- Владимир Викторович, на сцену вы выходите с левой или с правой ноги, то есть подвержены ли вы воздействию каких-либо предрассудков?
- У всех артистов есть свои маленькие тайны. Но я никогда не забываю трижды осенить себя крестным знамением, выходя к людям на сцену. Ведь артисты, это только лишь ретрансляторы божественной энергии. Чем лучше артист, тем сильнее проникает в души зрителей доброта и свет. А вообще, есть среди театральных людей поверье, что когда случайно спотыкаешься при выходе на сцену, то успех просто неминуем. А когда костюмер случайно уколет иголкой или гример дернет заколкой за волосок, то можно уже за спектакль или концерт не волноваться -успеха не избежать.
- Владимир Викторович, спасибо вам за беседу. Чаще и долго-долго еще спотыкайтесь о порог у сцены, пусть так же долго находятся рядом костюмер и гример и не оставляет вас божье благословение.
Интервью провел А. КАЛЬКО.